Содержание → Послесловие к русскому изданию → Часть 6
Но за пределами Германии дело обстояло иначе. В то время как француз Пьер Экоберри[45] и израильтянин Зеев Штернгель[46], пользуясь общим понятием фашизма, отказываются от подробных сравнений, итальянские историки, такие, как Лучано Казачи[47], Энцо Колотти[48], Густаво Корни[49], Анджело дель Бока[50] и другие, указали общие черты итальянского и немецкого фашизма, а также некоторых других фашистских движений, которые все еще решительно отрицал умерший перед этим Ренцо де Феличе. Подобные сравнения немецкого и итальянского фашизма были проведены также некоторыми английскими и немецкими историками[51]. Напротив, историки, занимавшиеся спорным вопросом, следует ли считать франкистский режим фашистским, как правило (за исключением Стенли Пейна[52]), отказывались сравнивать его с другими фашистскими движениями[53]. Впрочем, в некоторых работах, посвященных истории отдельных фашистских движений, можно найти замечания сравнительного характера[54]. Это справедливо и в отношении ряда общих исследований истории фашизма, старых и новых[55]. Совершенно неудовлетворителен обзор польского историка Ежи В. Борейши, посвященный «фашистским системам в Европе» и ориентированный исключительно на факты; автор всячески избегает спорного вопроса о допустимости применения общего понятия фашизма и одновременно пользуется взаимно исключающими друг друга понятиями «фашизм» и «тоталитаризм»[56]. Наилучшие и важнейшие из новых исследований о фашизме в сравнительной перспективе принадлежат англоязычным авторам.
Из них следует упомянуть, например, американца А. Джеймса Грегора[57], трактующего, впрочем, понятие фашизма столь широко, что оно распространяется и на коммунистические диктатуры в странах «третьего мира»; а это вынуждает автора исключить из категории фашизма как раз немецкий «радикальный фашизм».
Иначе поступили Стенли Пейн[58], а также англичане Роджер Итуэлл[59], Роджер Гриффин[60] и Уолтер Лакер[61]. Они положили в основу своих сравнительных исследований некоторый «идеальный» тип фашизма. При этом «фашистскими» считаются не те движения и режимы, которые обнаруживают отчетливое сходство с итальянским фашизмом, определяющим стиль и, следовательно, реальный тип фашизма, а такие, идеология и внешний образ которых удовлетворяют условиям так называемого «фашистского минимума»[62]. Особенно важной становится здесь идеология фашизма, определяющая его сущность. Роджер Гриффин, сводя фашистскую идеологию к ее националистической составляющей, рассматривает идеологию как системообразующий элемент, являющийся «палин-генетической (т. е. направленной на „национальное возрождение“) формой популистского ультранационализма»[63].
Но как бы ни был важен национализм в идеологии фашизма, еще более важным является расизм, который никоим образом не сводится к национализму. Не следует также забывать и недооценивать такие элементы фашистской идеологии, как антидемократизм и особенно антисоциализм (соответственно, антибольшевизм и антикоммунизм). Вызывает сомнение и сама попытка объяснить сущность и функцию фашизма исключительно его идеологией (как это, впрочем, сделал уже Эрнст Нольте). Наконец, проблематично определение «идеального» типа фашизма, имеющего, подобно уже упомянутым «идеально-типическим» теориям тоталитаризма, статический характер, вследствие чего не поддаются учету разновидности и различия отдельных фашистских движений на их разнообразных стадиях развития, начиная с сектантских групп до массовых партий и стоящего у власти фашизма.
Поэтому я по-прежнему считаю, что надо исходить из реального типа итальянского фашизма и сначала «написать его историю»[64], а затем уже, с помощью сравнения, выяснить, какие движения и режимы совпадают «во всех важных элементах» с задающим имя и стиль итальянским «нормальным» фашизмом[65]. Так я поступал в этой книге, и читатель может судить, успешен ли такой подход. Во всяком случае, он заслуживает обсуждения, и потому, как я полагаю, эта книга не устарела, хотя после ее выхода и появились важные работы по истории отдельных фашистских движений[66]. Это относится и к истории фашизма в Италии[67] и Германии[68], и к движениям и режимам, рассматриваемым как фашистские – в Австрии[69], Венгрии[70], Румынии[71], Хорватии[72], Испании[73], Франции[74], Англии[75], Финляндии[76], Бельгии[77], Голландии[78], Дании[79], Швеции[80], Швейцарии[81], Норвегии[82], Словакии[83], Польше[84] и Португалии[85].
Закладки
- 28 октября 1921 года Муссолини стал главой правительства,…
- Почти все исследователи и теоретики согласны в том,…
- Всего было три варианта фашизма, находившегося у власти:…
- Особенно нуждается в дополнениях последняя глава книги – о…
- Aycoberry, P. La question nazie. Les interpretations…
- Напротив, большее влияние приобрела «Партия национальной воли»,…
- Бельгия также была тяжело поражена последствиями мирового экономического…
- Англия принадлежала к тем немногим странам Европы,…
- К тому же термины «тоталитаризм» и еще больше «экстремизм»…
- Распад фашистских режимов в Италии и Германии означал конец…
- Однако начиная с лета 1917 года в борьбе за независимость…
- Ввиду антикоммунистического настроения, господствовавшего…
Контактная форма
Для связи заполните все обязательные поля.
Обратная связь © 2010 — www.svetlana-ginzbut.narod.ru